В Московской области немало старинных храмов, но Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь – один из самых необычных. Это отражение Святой Земли в Иерусалиме, созданное на русской земле примерно в 75 километрах от современной Москвы. Поездка займёт всего 40-60 минут, а впечатления от архитектуры и умиротворяющей атмосферы останутся с вами на долгие годы.
В статье рассказываем об интересных локациях в обители и святынях, ради которых сюда приезжают паломники со всей России. Чтобы вы сполна насладились экскурсией, организацию поездки возьмёт на себя БизнесБас. В нашем автопарке больше 600 современных легковых авто, минивэнов, микроавтобусов и автобусов, среди которых вы легко найдёте подходящий вариант. Профессиональный водитель заберёт вас из любой точки Москвы, с комфортом доставит к месту назначения, а после увезёт обратно.
Основателем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был патриарх Никон. Он задумал организовать в окрестностях Москвы главный православный центр, который стал бы местом притяжения паломников. По замыслу патриарха, обитель должна была стать аналогом храма Гроба Господня, а его окрестности – копировать пейзажи Святой Земли в древнем Иерусалиме.
Возведение обители началось в 1656 году. Окрестностям сразу дали библейские названия: холм под главным монастырём назвали Сионом, а часть протекающей здесь речки Истра – Иорданом. Пейзажи вокруг монастыря напоминают иерусалимские холмы, из-за чего Никон и выбрал для строительства именно эту землю.
До 1666 года строительство шло под надзором патриарха, затем его приостановили из-за ссылки Никона в Ферапонтов монастырь. Застройку возобновили в 1681 году во время царствования Фёдора Алексеевича и закончили в 1685 году. Именно Фёдор Алексеевич, оглядывая монастырь с Елеонского холма, впервые назвал его Новым Иерусалимом.
Богослужения в монастыре проходили вплоть до 1919 года. После этого советская власть закрыла храм, и в нём начал работать исторический музей. Только в 1994 году монастырь снова передали христианам, а в 2008 году стартовала глобальная реставрация, которую закончили в 2019 году.
Всего на территории обители расположено четыре храма. Чаще всего богослужения проходят в Воскресенском соборе, но остальные тоже открыты для паломников и туристов.
Архитектурная и смысловая доминанта всего комплекса – Воскресенский собор, возведённый по подобию храма Гроба Господня в Палестине. Внешне здание удивляет замысловатым сочетанием стилей: черты палестинского храма переплетаются с элементами традиционной русской архитектуры.
Внутри собора – светлые просторные залы, украшенные росписью. Тут хранится масштабный 12-ярусный иконостас с позолотой и три главные святыни, посвящённые распятию, погребению и воскресению Христа. Это:
По структуре собор Воскресения Христова представляет собой четырёхстолпный крестово-купольный храм с несколькими приделами, в том числе Иоанна Предтечи и архангела Михаила.
С восточной стороны к собору примыкает подземная церковь св. Константина и Елены, с западной – ротонда, а с южной – семиярусная колокольня. Оригинальная колокольня была взорвана фашистами в 1941 году, поэтому при реконструкции её отстраивали практически с нуля.
Церковь Константина и Елены посвящена правителю Константинополя и его матери. По легенде, именно они в процессе раскопок в Иерусалиме нашли Животворящий Крест, на котором был распят Христос. Находку обнаружили на глубине 6 метров, поэтому храм уходит под землю на ту же глубину.
Туристы попадают в церковь через главный вход с улицы или из основного собора, спустившись по лестнице из 33 ступеней – по числу лет, прожитых Иисусом Христом. Внутри хранится медный чеканный иконостас из 24 икон, копия Голгофского креста с изображениями Константина и Елены по обеим сторонам, а также копия кресла св. Елены.
Храм Рождества Христова не такой внушительный, как предыдущие два, но более уютный. Его строили в 1686-1692 годах по приказу царевны Татьяны Михайловны Романовой, которая пожертвовала деньги на возведение храма и примыкающих к нему трапезных палат.
Храм двухэтажный, выдержан в стиле московского барокко. На первом этаже располагается «тёплая» церковь, окружённая аркадой с пилястрами. Второй этаж – это «летняя» церковь с двумя рядами окон и сомкнутым сводом. Всего в храме Рождества Христова четыре придела: Поклонения Волхвов, Обрезания, Избиения младенцев и Бегства в Египет.
Прямо над центральными воротами в обитель расположена надвратная церковь, составляющая единый ансамбль с крепостной стеной и башнями. Она символизирует вход Иисуса в Иерусалим.
Стоит церковь на воротах с тремя пролётами, у каждого есть своё название: по центру – Красные ворота, справа – въездные, слева – вход Иисуса в Иерусалим.
Поначалу церковь была деревянной, в 1690-1694 годах её перестроили из камня. В 1941 году здание было полностью уничтожено взрывом, а восстановили его только в 70-х годах 20-го века.
Кроме храмов, на территории много других локаций, которые можно осмотреть на обзорной экскурсии. Расскажем про самые интересные.
Часовня с Гробом Господним находится в роскошной ротонде, о которой стоит сказать отдельно. При взгляде на собор она сразу притягивает внимание массивным куполом-шатром с тремя рядами слуховых окон. В ясный день эти окна наполняют ротонду светом, создавая внутри неповторимую атмосферу.
Внутри ротонда не менее красива, чем снаружи. Стены голубого цвета обильно украшены лепниной в стиле позднего барокко и иконами, на которых отражены библейские сюжеты. Центр купола украшает изображение Господа Бога с Иисусом Христом и Святым духом в виде голубя в окружении ангелов.
По обе стороны от Подземной церкви расположен некрополь. Когда строительство только началось, в нём разместили копии надгробий с самых важных захоронений иерусалимского собора. Так здесь оказались памятники с именами Адама и Мелхиседека, первосвященника из Ветхого Завета.
С 17 по 20 век в некрополе хоронили представителей известных фамилий, которые владели землями в окрестностях или сделали вклад в монастырь. Здесь погребены Голицыны, Суворовы, Бестужевы-Рюмины, Нащёкины. Исследования показали, что на территории монастыря лежат останки более 100 человек, c 74 надгробиями разной степени сохранности.
После реставрации старые могильные камни в некрополе заменили одинаковыми аккуратными плитками, а сами надгробия перенесли к крепостной стене. Среди них есть очень необычные – например, плита с арабской вязью.
По периметру обитель огибают мощные белокаменные стены, которые возвели в 1690-1697 годах вместо деревянного ограждения. Высота крепостной стены – 9 метров, ширина – около 3 метров. По верху проходит боевой ход с двумя рядами бойниц. Половина стены открыта для туристов и паломников, оттуда открывается живописный вид на всю обитель и окружающие пейзажи.
На изломах крепостной стены стоят 8 башен с библейскими названиями: Иноплеменничья, Ефремова, Дамасская, Сионская, Елизаветинская, Гефсиманская, Давидов дом и Варуха. 4 башни указывают на стороны света, ещё 4 просто расположены на углах стены.
Башни оформлены в стиле барокко, каждая имеет форму конуса и верхушку в виде шатра. Аутентичное покрытие, как при патриархе Никоне, сохранилось только на Гефсиманской башне – это деревянная тёсовая кровля. Все остальные покрыты окрашенными железными листами.
Трапезные палаты появились уже после строительства основного комплекса. Это были три отдельных здания, построенные с 1685 по 1698 год. В конце 17 века их собрали в единый комплекс с общим архитектурным стилем, к которому присоединили церковь Рождества Христова.
С юга к трапезным палатам примыкают больничные, достроенные в 1698 году. В конце 18 века их использовали, как жилые помещения. Это единственные здания в обители, которые не копируют локации из Иерусалима и не имеют библейских ассоциаций.
Они выстроены в стиле барокко, внешне напоминают постройки московского Кремля с белыми наличниками и полуциркульными окнами. По трапезным палатам проводят очень интересные экскурсии – рассказывают о том, как работает квасное производство и как обустраивались караульные.
Если прогуляться по окрестностям монастыря, можно увидеть спуск к Иордану и копии ещё нескольких святынь из Иерусалима. Их осматривают самостоятельно или вместе с экскурсией.
Гефсиманский сад – уютное зелёное пространство, которое копирует библейский сад Гефсимания. Именно там Иисус Христос провёл ночь в молитвах, после чего его схватили стражники. Сад украшен множеством зелени и деревьев, в том числе оливковых. Это тихое умиротворяющее место, в котором паломники уединяются для молитв и раздумий.
Чудесный вид на Гефсиманский сад открывается с открытой балюстрады на западной крепостной стене обители. Также можно прогуляться по саду, если выйти из обители через ворота Елизаветинской башни с противоположной стороны от главного входа.
У монастырской стены в Гефсиманском саду бьёт из земли священный источник – «Силоамская купель». Называется так в честь одноимённой купели, которая находится у подножия горы Сион в Иерусалиме.
До 1930 года над купелью стояла деревянная часовня, которая была разрушена. Саму купель тоже неоднократно пытались уничтожить, но из этого ничего не вышло. Вода каждый раз пробивала себе путь на поверхность, и родник начинал бить снова и снова.
На побережье Истры стоит Никоновский скит – аккуратный трёхэтажный дом, где патриарх в уединении читал молитвы и отдыхал. Первый и второй этаж занимали жилые и служебные помещения, на третьем была приёмная и церковь Господня Богоявления. Позднее на плоской кровле возвели церковь Петра и Павла с крохотной кельей для молитв и колоколенкой.
Скит был построен в 1662 году, в Великую Отечественную войну разрушен, а сейчас полностью восстановлен. В противовес торжественному внешнему оформлению, внутри здание выглядит низким и тесным. Аутентичное убранство сохранить не удалось, но здесь всё ещё царит атмосфера уединённой монашеской обители.
В монастыре собраны как копии святынь со Святой Земли в Иерусалиме, так и другие атрибуты, рассказывающие о жизни Спасителя. К главным священным реликвиям относятся:
Кроме того, в монастыре хранятся мощи святых и блаженных, в том числе святителя Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Димитрия Ростовского, мученика Николая, Святой Татьяны и многих других.
Ново-Иерусалимский монастырь каждый день открыт для посещения., Ттуристов и паломников принимают с 10:00 до 18:00. Здесь проходят различные Божественные таинства – исповеди, причащения, крещения, поминовения, богослужения.
Вы можете посетить богослужение, заказать экскурсию или просто приехать, чтобы побродить по живописным аллеям, осмотреть архитектуру и насладиться умиротворением, которое царит в этих местах.
Телефон: +7 (498) 314-68-38 (паломничество), +7 (495) 994-61-70 (канцелярия).
Адрес: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д.2
Чтобы подобрать автобус для поездки в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, можете заполнить форму заявки на сайте или позвонить нам по номеру +7 (495) 661-57-55. Наш менеджер поможет спланировать маршрут и подберёт подходящий транспорт для любого количества пассажиров по оптимальной цене. А дополнительные удобства в виде панорамных окон, больших удобных кресел и ЖК-мониторов сделает вашу поездку в монастырь максимально комфортной.